Систему тенсегрити, систему взаимонатяжения миофасция  в теле, можно понять, вспомнив парусную мачту.Без парусов корабль не сможет плыть. Мачта всегда должна быть строго вертикальной, иначе она рухнет под тяжестью парусов.. Для этого придумана сложная система строп, натянутых специальным образом. Система, где изменение натяжения одной стропы приводит к риску крена мачты.

В нашем теле все устроено таким же образом, с той только разницей, что стропы у нас эластичные и могут подстроиться под различные ситуации. А роль мачты играют глаза. Закон Дондерса: закон постоянства ориентировки сетчатки по отношению к внешнему пространству. Что бы ни происходило в теле, где бы ни случился спазм или разрыв тканей (сшивание тканей после операции), стропы (миофасций) на этом паруснике подстроятся так, чтобы глаза имели постоянную ориентацию – горизонтальные оси, проходящие через зрачки, всегда должны оставаться горизонтальными.

Из-за чего стропы тела могут менять натяжение? Это могут быть травматические повреждения, интоксикация, инфекционные процессы, эмоциональные спазмы – фасция откликается на эти стрессы сжиманием и скручиванием. Если сжалась одна стропа, вторая обязана расслабиться, чтобы общая сумма натяжений всегда оставалась постоянной. И мозг всеми силами будет поддерживать такую ситуацию,  потому что он должен реагировать на сигналы тканей и делать все возможное, чтобы глаза сохраняли свое физиологическое положение. Ради того, чтобы глазам было хорошо,  мозг пожертвует любой другой частью тела. Обычное воздействие на миофасций  (массаж, гимнастика) может в таких случаях давать временный эффект, потому что мышечный дисбаланс в одном месте возник из-за чего-то, что могло произойти в совершенно другом месте. И пока ткани помнят этот стресс, спазм миофасция так и будет возвращаться.

Фасция – это живая матрица тела,  его  память. В какой-то момент  оперативный объем этой памяти переполняется и тогда мозг уже отказывается слышать сигналы от тканей и принимать меры. Начинается странный процесс: голова не знает, кому послать команду, тело живет само по себе. Как симфонический оркестр, дирижер которого слушает в наушниках другую музыку. Вроде бы дирижер есть, но он сам по себе, а музыканты – каждый сам по себе.  Если повезет, то он смогут прийти к согласию и все же сыграть пьесу вполне достойно.

Так и в теле. Если мышцы смогут договориться друг с другом каким-то образом, тело подстроится под стресс и спрячет проблему подальше, как будто его и не было, либо забудет о ней. А если стрессов в тканях накопилось слишком много, то музыканты договориться не могут, тканям уже сложно подстроиться под новую ситуацию, но система взаимонатяжений все равно сработает. Просто на это уже уйдет слишком много ресурса, слишком много костылей приходится подставлять. В итоге, кто-то оказывается перегруженным сверх меры. Это и есть, как правило, место хронических болей. 

Записаться на семинар "Архитектуры тела".